Первый поход в Горном Алтае (с момента создания сайта) — Активный отдых!

Каракольское Ура! Завтра мы выйдем на Караколы! Я готов нести 2 рюкзака, и если среди нас окажется слабый участник, который будет тормозить всю группу, я возьму часть его(её) груза или весь его(её) рюкзак на себя… Почему я так поступлю? — читайте дальше…

Здесь хочу немного рассказать про свой первый серъёзный поход в горы. Было это в далёком 1990г. Мы полгода готовились к походу, тренировались. И как потом оказалось, совсем не зря. Поход проходил в горах Тянь-Шань (Заилийский Алатау) в южном Казахстане. Первый же перевал имени Зои Космодемьянской подкинул нам сюрпризы. Уже на подходе к нему, мы услышали и увидели как со скального гребня падают камни. Наш руководитель похода,  Владимир, принял решение переждать камнепады и с утра пораньше, когда за ночь камни примёрзнут, начать штурм перевала.

Мы вышли ранним утром и благополучно миновали опасный участок, но нас поджидал следующий «сюрприз» — мы попали на довольно крутой глинистый склон.  Глина была сырая и ботинки по ней скользили как по льду. Пришлось достать верёвки и надеть страховочные системы. С трудом преодолев глинистый участок мы вышли на скалы и передвигаясь по ним свободным лазанием и подстраховывая друг друга, мы вышли на перевальный гребень. Но каково же было наше удивление, когда мы не нашли на нём тура. (Обычно на перевале складывают тур из камней (в этой приметной пирамидке из камней помещают футляр с запиской от предыдущей группы). Походив по гребню в одну и другую стороны, мы поняли, что наш перевал был ниже  и мы фактически совершили первопроход — выход на горный хребет по маршруту, по которому ранее ещё никто не ходил. (Позже нам руководитель сказал, что фактически сложность пройденного нами маршрута была не ниже категории 2А вместо 1Б)

Мы спустились по гребню на перевал, нашли там в туре записку предыдущей группы, оставили свою, отпраздновали первый перевал небольшим перекусом (фрукты, сладости и орехи) и поспешно стали спускаться по марене (нагромаждение камней), так как погода стала быстро портиться. Вначале пошёл дождь, потом пошёл снег. Когда мы вышли на ледник, задул шквальный ветер и снег стал таким густым, что видимость ухудшилась до нескольких метров. Владимир сказал, чтобы все собрались вместе и мы уселись на рюкзаки, укрывшись большим куском полиэтилена.

Мы прождали часа полтора, снегопад не утихал и стало быстро темнеть. Пришлось организовывать ночлег прямо на леднике. Мы нашли более-менее пологую площадку и кое-как поставили палатку. Растелили коврики и спальники и улеглись спать. У нас было 2 коллективных спальника (1 для девушек, 2 для парней). Парни улеглись ниже по склону и мы всю ночь промучились, так как нижний человек скатывался с коврика на лёд и просыпался от холода. Мы сдвигали спальник выше, нижний участник ложился наверх, мы засыпали, но через некоторое время очередной нижний всех будил и цикл повторялся…

Утром мы спустились с ледника, позавтракали и отыскав туристическую тропу, отмеченную турами, заспешили по ней. Но тут с одной из участниц похода случилась беда — она споткнулась, неудачно упала и растянула связки в галеностопном суставе. Нога буквально за полчаса опухла и она не могла на неё наступать из-за боли.

Вот тут-то наш руководитель и показал нам пример мужества и долготерпения. По его предложению мы взяли вещи из его рюкзака и рюкзака пострадавшей, а он усадил её за спину в сделанные из бухты верёвки лямки и понёс вниз. На наши предложения подменить его он наотрез отказался… А вы смогли бы нести на себе человека по сложной горной местности в течении 2-3 суток? Если да и вы действительно так поступаете в подобных ситуациях — я снимаю перед вами шляпу, как говорится уважуха вам и респект…

Да, к сожалению тогда наш поход закончился, хотя мы должны были по плану пройти ещё 3 перевала. Но благодаря этому обстоятельству я и мой друг Гриша, переждав несколько дней на перевалочной туристической базе в Алма-Ате, поехали раньше других участников в альплагерь Ала-Арча в Киргизию. И там, волею судьбы попали в группу к полковнику в отставке, опытному бывалому альпинисту Арзамасову, который за один сезон смог нам дать программу 2 альпинистских сезонов и мы получили 3 разряд по альпинизму… Но это уже совсем другая история, о которой я вам обязательно расскажу…